Национальная ассоциация
экспертов по деловой этике, этикету и протоколу НАДЭП
Ethics. Etiquette. Protocol.
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС АВТОМОБИЛИСТОВ (А ТАКЖЕ ПРОЧИХ ВОДИТЕЛЕЙ) И ИНЫХ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

1. Общие положения

1.1. В настоящем Этическом кодексе термин «Водитель» относится к лицу, управляющему автомобилем либо иным транспортным средством.

1.2. В настоящем Этическом кодексе термин «Пешеход» относится к лицу, которое участвует в дорожном движении, но не управляет транспортным средством.

1.3. В настоящем Этическом кодексе термин «Пассажир» относится к лицу, которое находится в общественном транспорте или такси.

1.4. Данный Этический кодекс распространяется на всех участников дорожного движения.

1.5. Деятельность водителя характеризуется его особой ответственностью перед другими участниками дорожного движения (транспортными средствами, пассажирами и пешеходами), и основана на стремлении избежать аварийных и конфликтных ситуаций на дорогах.

1.6. Данный этический кодекс служит для внутренней регуляции взаимоотношений всех участников дорожного движения.

1.7. Водитель при всех обстоятельствах должен сохранять выдержку, внимательность и осторожность, необходимые при управлении транспортным средством.

1.8. При управлении транспортным средством, водитель обязан:

1.8.1. неукоснительно следовать правилам дорожного движения;

1.8.2. заботиться не только о личной безопасности, но и о безопасности других участников дорожного движения;

1.8.3. при обнаружении нарушения правил дорожного движения пешеходами или другими участниками дорожного движения, предпринять возможные меры для предотвращения ДТП;

1.8.4. считаться с другими участниками дорожного движения при выборе манеры управления транспортным средством.

2. Этические принципы водителя и иных участников дорожного движения

При управлении транспортным средством важно проявлять внимательное отношение к людям, скромность, дисциплинированность. Стоит помнить о том, что ДТП часто возникает из-за низкого уровня культуры вождения и несоблюдения правил дорожного движения. Водитель, испытывающий раздражение на дороге, может спровоцировать опасную ситуацию. Этика водителя основывается на нравственных и общечеловеческих моральных ценностях и не допускает проявление эгоизма и грубости.

2.1. Принцип сдержанности

  • Агрессивность, грубость, неуравновешенность, высокомерие являются недопустимыми качествами водителя любого транспортного средства.
  • Водитель транспортного средства должен спокойно относиться к факту того, что другое транспортное средство осуществляет обгон. Запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.
  • Водитель не должен воспринимать дорогу, как площадку для спортивных состязаний, так как дорога — это место для необходимого передвижения.
  • Водитель не должен относиться к другому водителю, как к конкуренту на дороге.
  • Водитель не имеет права мстить другим участникам движения за их ошибки.
  • При интенсивном движении или в заторе водитель должен помнить, что ему запрещено пользоваться звуковым сигналом за исключением ситуаций, когда звуковой сигнал подаётся для предотвращения ДТП.

    2.2. Принцип взаимоуважения

  • Водители и пешеходы обязаны осознавать, что дисциплинированность каждого сокращает количество жертв на дорогах.
  • Водитель должен использовать безопасный способ управления транспортным средством.
  • В сложной ситуации, чтобы избежать состояния агрессии и конфликтов, участник дорожного движения прибегает к известным ему способам релаксации (например, дыхательные техники).

    2.2.1. Принцип взаимоуважения с пешеходами

  • Водитель должен помнить, что без вежливого отношения ко всем участникам дорожного движения, безопасность невозможна.
  • Водитель, пропуская пешеходов на пешеходном переходе, не должен торопить последних вербально, либо звуковым сигналом своего транспортного средства.
  • Водитель обязан предупреждать других участников движения заранее, при этом не совершать резких движений, но и не допускать излишней медлительности.
  • Водитель, выезжающий с прилегающей территории, обязан пропустить пешехода, который пересекает проезжую часть.

    2.2.2. Принцип взаимоуважения с другими водителями

  • Водитель при парковке должен занимать как можно меньше места на дороге, помня о других водителях и соблюдать рядность.
  • Водитель благодарит других участников дорожного движения за проявление уважения вербально или посредством светового сигнала.
  • Водитель придерживается известного правила трёх Д: дай дорогу другому.
  • Водитель соблюдает не только правила дорожного движения, но и правила светского этикета. Он не допускает грубого поведения в конфликтных ситуациях по отношению к водителям с меньшим стажем, опытом вождения и к водителям с ограниченными возможностями здоровья.
  • Правила дорожного движения не делят участников по гендерному признаку. Водитель отказывается от дискриминации женщин на дороге, а в случае возникновения конфликтной ситуации ведёт себя достойно, не спекулируя гендерной принадлежностью и не прибегая к физической силе.
  • Водитель проявляет уважение к другому водителю, помогая выехать из боковых проездов, трудных участков дороги и парковок.
  • Водитель проявляет вежливость в ситуации сужения дороги, помня о принципах очерёдности.

    2.2.3. Принцип взаимоуважения с пассажирами

  • Водитель должен нести ответственности за жизнь, здоровье и комфорт пассажиров.
  • Пассажир не должен создавать конфликтных ситуаций, иначе это может повлечь агрессивное поведение на дороге.
  • Водитель общественного транспорта (в том числе такси) во время осуществления перевозки пассажиров воздерживается от приёма пищи.
  • Водитель такси обязан воздержаться от излишних вопросов в адрес пассажира и навязчивого общения.
  • Водитель общественного транспорта (в том числе такси) равно как и пассажиры обязаны воздержаться от проявления дурных привычек (курение, постукивание по предметам, щёлканье пальцами и т.д.).
  • Пассажиры во время поездки при возникновении желания или необходимости прослушать на своём электронном устройстве аудиофайл или посмотреть видеоролик обязаны пользоваться персональными наушниками.
  • Водитель общественного транспорта (в том числе такси) обязан понимать, что пассажиры могут не разделять его вкусы относительно музыки. Следовательно, водитель не вправе навязывать пассажирам громкую и раздражающую музыку.
  • Пассажиры общественного транспорта не вправе употреблять горячие напитки, сладкие прохладительные напитки и любую еду. Исключение составляют: вода, конфеты или миниатюрное печенье строго на один приём.
  • Водитель обязан проявлять особое внимание и терпение к пассажирам с детской коляской и к пассажирам с ограниченными возможностями здоровья.

2.2.4. Принцип взаимоуважения с сотрудниками ГИБДД

  • Водитель обязан обращаться к сотруднику ГИБДД вежливо и исключительно на «Вы», как и сотрудник ГИБДД к водителю.
  • В момент общения водителя и сотрудника ГИБДД производить видеозапись происходящего на телефон можно только с согласия второй стороны.

    2.3. Принцип чистоты

  • Водитель обязан содержать своё транспортное средство в чистоте и помнить о том, что внешний облик его транспортного средства влияет на облик всего города и страны. Это, в свою очередь, влечёт за собой повышение имиджа всего государства.
  • Водителю следует отказаться от нанесения на своё транспортное средство надписей или рисунков, содержащих слова или символы оскорбительного характера, призывы к насилию.
  • Водителю запрещено выбрасывать мусор (в том числе и окурки) из транспортного на проезжую часть, тротуары, газоны. Он обязан, как и все остальные участники городского движения, пользоваться урнами для мусора.
  • Водителю категорически запрещается плевать через окно на дорогу, газон или тротуар, а также проделывать иные гигиенические процедуры, которые неминуемо оскорбят чувства всех окружающих.
  • Водителю общественного транспорта (в том числе такси) следует следить за гигиеной и поддерживать опрятный внешний вид, дабы не вызывать неприятных чувств у пассажиров и окружающих.
  • Пассажиры общественного транспорта (в том числе такси) обязаны поддерживать чистоту в салоне.

    2.4. Принцип предупредительности

  • Водитель дорогостоящего и/или крупногабаритного транспортного средства проявляет уважение ко всем участникам движения, ведёт себя исключительно в рамках действующих правил дорожного движения, не подчёркивая своего превосходства на дороге.
  • Водитель при любых условиях придерживается предсказуемой манеры вождения.
  • Водитель оповещает другого водителя встречного движения об опасности на дороге, путём подачи светового сигнала.
  • Водитель любого транспортного средства осторожно пересекает лужи, чтобы не помешать пешеходам, не испачкать их одежду. А также, чтобы брызги (грязь, вода) не попали на проезжающие рядом автомобили.

    2.5. Принцип действия

  • Участники дорожного движения информируют государственные органы о нарушении кем-либо правил дорожного движения.
  • Участники дорожного движения оказывают посильную помощь пострадавшему (в ДТП и конфликтной ситуации).
  • Свидетели ДТП и других конфликтных ситуаций на дороге оказывают содействие пострадавшей стороне, предоставляя при наличии видео- или фото-доказательства, а также свидетельские показания.

3. Нарушение Этического кодекса водителей и иных участников
дорожного движения


3.1. Нарушение данного Этического кодекса включает в себя игнорирование изложенных в нём положений, неверное их толкование или намеренное нарушение. Это, в свою очередь, может стать причиной трагедии.

3.2. В качестве санкций, применяемых к участникам дорожного движения, нарушившим Этический кодекс, могут выступать: предупреждения, общественное порицание.

-

Настоящий Этический кодекс водителей и иных участников дорожного движения принят 03.02.22 г. Экспертным советом НАДЭП и утверждён президентом НАДЭП А.В. Холговой.

Этический кодекс рекомендован для всего сообщества участников дорожного движения.

Руководство НАДЭП выражает благодарность члену Экспертного совета НАДЭП Юлии Трофименковой, члену НАДЭП Елене Ухаровой за активное участие в разработке Этического кодекса.